Российские власти разрешили местному бизнесу отказывать иностранцам в опционе на выкуп активов. По словам юристов, эта инициатива направлена на защиту отечественных интересов, хотя одновременно она подрывает правовую определенность и ухудшает инвестиционный климат. Свои условия представили и российские предприниматели, например, они предложили создавать совместные предприятия. Юристы называют это хорошим компромиссом, но предупреждают: зарубежный бизнес может счесть это невыгодным, а участникам подобных структур придется быть готовыми к конфликту интересов.
Как уходил иностранный бизнес
У многих компаний, которые официально покинули российский рынок, были опционы на обратный выкуп активов. Например, McDonald’s продал бизнес за символическую цену, но в сделке предусмотрел право выкупа в течение 15 лет. Известно, что на похожих условиях уходили Hyundai, Renault, British American Tobacco, Shell, HSBC, Polymetal International и другие предприятия.
При этом, согласно исследованию сделок M&A, совершенных с весны 2022 года по август 2024-го, иностранцы предусмотрели опционы на возврат только в 21% договоров по продаже активов в РФ. Летом 2023-го правительственная комиссия ограничила максимальный срок опциона — не более двух лет после ухода с российского рынка, а потому сейчас срок многих опционов уже истек. По словам президента Американской торговой палаты Роберта Эйджи, около трети американских компаний потеряли возможность вернуться по такому механизму.
Что думает российский бизнес о возвращении иностранных компаний
Вернувшиеся компании могут занять долю рынка, использовать демпинг, а потом снова уйти при первых сложностях, предполагал президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Поэтому власти рассматривают вариант, при котором российский бизнес будет оценивать риски возврата той или иной компании и делиться своим мнением о ее допуске на рынок.
Одновременно российские предприниматели уже разработали свои условия возвращения иностранных компаний. В мае РСПП, ТПП и «Деловая Россия» подготовили несколько требований, которые направили в правительство и администрацию президента. Условия можно поделить на шесть блоков:
- Корпоративный и технологический контроль. Блокирующий (более 25% акций) или контрольный пакет (более 50% акций) должен принадлежать российским резидентам. Права собственности на технологии тоже должны быть у них, и в России должна быть вся управленческо-производственно-интеллектуальная цепочка — от штаб-квартиры до инженерных и НИОКР-центров и производственных мощностей.
- Добросовестное поведение во время и после ухода. Иностранная компания не должна была мешать деятельности бизнеса: она не блокировала поставки, передавала технологии или производственные активы, делилась нужной информацией, не препятствовала исполнению договоров. Кроме этого, зарубежный бизнес должен был соблюдать права работников и не требовать увольнений из российской компании.
- Исполненные обязательства перед государством и контрагентами. У иностранной компании не должно быть задолженности по налогам или другим обязательным платежам, долгов перед российскими компаниями.
- Ограничения на продажу активов. РСПП предлагает закрепить обязательство не продавать активы, которые иностранцы получили по опциону в течение определенного периода. Также рассматривают вариант временно ограничить вывод дивидендов. Кроме этого, нужно решить вопросы с правопреемственностью долгов и обязательств и закрепить меры для компенсации понесенного ущерба.
- Развитие технологий и промышленности. Иностранные компании должны будут переводить технологии в Россию, инвестировать в НИОКР, внедрять современные методы производства и создавать научные и технологические центры. Одновременно нужно будет разработать предсказуемый график отмены параллельного импорта. Кроме этого, иностранные компании должны будут создавать в России рабочие места и инвестировать в промышленность, а не просто поставлять готовые товары.
- Долгосрочные обязательства и ограничения по рыночной доле. РСПП предложил иностранному бизнесу разрабатывать план инвестиционной активности в России не менее чем на пятилетний срок. Для контроля за его соблюдением нужно будет выработать механизмы оценки, например специальный инвестиционный контракт или его аналог.
Эти требования, особенно в части передачи контроля российским резидентам или трансфера технологий, создают высокий порог для возврата, считает партнер корпоративной практики Stonebridge Legal Роман Прудентов. Кроме того, неопределенность в сроках заморозки дивидендов и ограничения на продажу активов могут осложнить финансирование проектов и в целом снизить «аппетит» иностранцев. Одновременно много внимания уделили соблюдению трудового законодательства и добросовестному поведению при уходе, что раньше не вызывало серьезных проблем, заметил юрист.
«Хотя требования в целом выполнимы, ключевой вопрос в том, готовы ли крупные иностранные компании согласиться на такие условия», дополняет Роман Прудентов.
Полная версия статьи доступна на сайте Право.ру.